Как учесть полученную субсидию при расчете налога на прибыль

126

Вопрос

Мы сельхозтоваропроизводители. В 2015 году мы были на ЕСХН, с 2016г. перешли на ОСНО. Затраты на урожай 2016г, т.е те семена которые мы приобрели в 2015г. и посеяли, были куплены с НДС. Все затраты мы собираем на 20 сч и в расход они ставятся в момент уборки продукции с поля. Подскажите, зачтется ли нам НДС с этих семян и затраченного на посев ГСМ в расходы 2016г.? 2) Также мы как сельхозники получаем от Мин Сельхоза разные субсидии. По ЕСХН мы платим с них налог, а вот как быть, если теперь мы на ОСНО? Ведь субсидии без НДС, а налог на прибыль у нас по 0 ставке.

Ответ

1) Принять к вычету сумму входного НДС по товарам, приобретенным в период применения ЕСХН, Вы не вправе. При этом сумму входного налога Вы должны были включить в расходы при расчете единого налога в тот момент, когда семена и ГСМ были оприходованы и оплачены поставщику. Дожидаться момента уборки продукции с поля не нужно;

2) Полученную субсидию при расчете налога на прибыль включите в состав внереализационных доходов.

Обоснование

1. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отказаться от уплаты единого сельхозналога

Переход на ОСНО

Для организаций, которые после перехода на общую систему налогообложения будут применять кассовый метод расчета налога на прибыль, особый порядок формирования доходов и расходов не предусмотрен. Поэтому для них при смене режима налогообложения принципиально ничего не изменится.

Особые правила формирования налоговой базы переходного периода установлены только для организаций, которые будут определять доходы и расходы методом начисления. Это следует из положений пункта 7 статьи 346.6 Налогового кодекса РФ.

В состав «переходных» доходов такие организации должны включить сумму дебиторской задолженности покупателей, сложившейся за время применения ЕСХН. Объясняется это тем, что при ЕСХН действует кассовый метод признания доходов. При нем доходы формируются по мере поступления оплаты независимо от даты реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в счет которой она получена (п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Следовательно, в период, когда организация применяла ЕСХН, стоимость отгруженных, но не оплаченных покупателями товаров (работ, услуг) при налогообложении не учитывалась.

При методе начисления действует другой порядок. Выручка включается в состав доходов по мере отгрузки (п. 1 ст. 271 НК РФ). В связи с этим после перехода с ЕСХН на метод начисления стоимость отгруженных, но неоплаченных товаров (работ, услуг) следует отразить в составе доходов. Независимо от того, когда дебиторская задолженность будет погашена, увеличить доходы нужно в том месяце, в котором организация перешла на общую систему налогообложения (п. 7.1 ст. 346.6 НК РФ).

Если в периоде применения ЕСХН организация получила аванс, а отгрузка в счет этого аванса произошла после перехода на ОСНО, суммы полученных авансов при расчете налога на прибыль учитывать не нужно: их следовало включить в состав доходов до перехода на ОСНО (п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

В состав «переходных» расходов организация, применявшая ЕСХН, должна включить суммы непогашенной кредиторской задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками и т. д. Например, если товары были получены до перехода на общую систему налогообложения, а оплачены после него, их стоимость нужно учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. А если в периоде применения ЕСХН товары были и приобретены, и оплачены, после перехода на ОСНО в расходы их включать не нужно. Также не нужно учитывать при расчете налога на прибыль:
– стоимость остатков готовой продукции, сложившихся на дату перехода на ОСНО, но реализованных после перехода на данный режим налогообложения;
– стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных в период применения ЕСХН, но списанных в производство после перехода на ОСНО.

А вот затраты на погашение задолженности по зарплате, страховым взносам и налогам, которая образовалась в периоде применения ЕСХН, но была погашена после перехода на ОСНО, следует учитывать при расчете налога на прибыль.

Объясняется это тем, что при ЕСХН действует кассовый метод признания расходов. При нем расходы формируются по мере их оплаты (п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

При методе начисления расходы учитываются на дату их осуществления (п. 1 ст. 272 НК РФ). Дата оплаты на дату признания расходов не влияет. Независимо от того, когда кредиторская задолженность будет фактически погашена, увеличить расходы нужно в том месяце, в котором организация перешла на общую систему налогообложения. Такой порядок предусмотрен пунктами 7, 7.1 статьи 346.6 Налогового кодекса РФ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 марта 2014 г. № 03-11-06/3/12317, от 11 ноября 2013 г. № 03-11-06/1/47933.

Пример учета дебиторской и кредиторской задолженности, сложившейся в периоде применения ЕСХН, при переходе на общую систему налогообложения. После перехода организация определяет доходы и расходы методом начисления

В 2013 году ЗАО «Альфа» применяло ЕСХН. В декабре 2013 года «Альфа» получила от поставщика партию сырья для производства продукции стоимостью 100 000 руб. В этом же месяце «Альфа» отгрузила покупателю продукцию, изготовленную из полученного сырья, на сумму 130 000 руб.

Оплата за продукцию от покупателя поступила на расчетный счет «Альфы» в феврале 2014 года. Свою кредиторскую задолженность перед поставщиком «Альфа» погасила в марте 2014 года.

С 1 января 2014 года организация добровольно перешла на общую систему налогообложения с использованием метода начисления. Налог на прибыль «Альфа» уплачивает ежемесячно по фактической прибыли.

Бухгалтер «Альфы» включил стоимость полученного и израсходованного сырья в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. При расчете налога на прибыль за январь 2014 года бухгалтер учел:
– в составе расходов – кредиторскую задолженность «Альфы» (100 000 руб.);
– в составе доходов – дебиторскую задолженность покупателя (130 000 руб.).

Если после перехода с ЕСХН на общий режим налогообложения организация признается плательщиком НДС, то суммы НДС, предъявленные организации при приобретении товаров (работ, услуг) в периоде применения ЕСХН, вычету не подлежат (абз. 2 п. 8 ст. 346.3 НК РФ).

2. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какие расходы можно учесть при расчете единого сельхозналога

Расходы, которые организация может учесть при расчете ЕСХН, должны быть:

Перечень расходов

Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:

Единственным видом расходов, правила признания которых при применении ЕСХН и при упрощенке различаются, являются расходы на приобретение покупных товаров. Такие расходы уменьшают налоговую базу:

3. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как учесть НДС, уплаченный поставщикам, при упрощенке

Организации на упрощенке не являются плательщиками НДС (исключение – НДС, уплачиваемый при ввозе товаров в Россию) (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому входной налог, перечисленный поставщику, к вычету не принимайте (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). По товарам (работам, услугам), приобретенным в периоде применения упрощенки, учет входного НДС ведите в следующем порядке.

Учет входного НДС

Организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, суммы входного НДС, уплаченного поставщикам, могут учесть при расчете налоговой базы (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Входной налог включите:

Входной НДС, включенный в стоимость имущества (работ, услуг), которые нельзя учесть при упрощенке, в расходах не признавайте (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Дата списания входного НДС

Если входной НДС учтен в стоимости имущества (основных средств и нематериальных активов), то он будет списан в расходы в составе этой стоимости.

Если суммы входного НДС учтены по отдельной статье затрат, то отразите НДС в расходах при одновременном выполнении таких условий:

Так, например, входной НДС по сырью и материалам, используемым в производстве, спишите в момент, когда выполнены два условия: ценности оприходованы на склад и оплачены поставщику (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Входной НДС по товарам, приобретенным для перепродажи и оплаченным поставщику, включите в состав расходов по мере их реализации. При этом не имеет значения, оплатил покупатель товары или нет. Под реализацией в данном случае подразумевается передача покупателю права собственности на товары, то есть их отгрузка. Об этом говорится в письмах Минфина России от 17 февраля 2014 г. № 03-11-09/6275 и ФНС России от 18 марта 2014 г. № ГД-4-3/4801.

Входной НДС по приобретенным работам (услугам) спишите в момент, когда выполнены два условия: работы выполнены (услуги оказаны) и оплачены исполнителю (подрядчику) (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

4. Из рекомендации, приведенной в материалах Системы Главбух версия для коммерческих организаций
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

ОСНО: налог на прибыль

Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.

Государственную помощь, которая при расчете налога на прибыль относится к средствам целевого финансирования, организация вправе не включать в состав налогооблагаемых доходов. Однако при этом необходимо выполнить два обязательных условия:

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных средств, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

Освобождение от налогообложения прибыли бюджетных средств по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ действует только в отношении унитарных предприятий.

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием

Да, нужно.

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

  • компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
  • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:

Назначение субсидии Порядок признания доходов
Финансирование расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии.

Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода

Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии.

При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции

Компенсация ранее произведенных расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации.

Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений

Компенсация недополученных доходов Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств

При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.

Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль