Закупка товаров у иностранного контрагента за валюту

117

Вопрос

Какая отчетность дополнительно, если ИП на УСН работает с иностранной фирмой: по договору купли-продажи приобретает материалы у иностранной фирмы и оплачивает в валюте?нужен письменный ответ

Ответ

По общему правилу, никакой дополнительной отчетности, если Вы покупаете товар у иностранной компании, не появляется.

Однако если Вы покупаете товар у иностранной компании, не состоящей на учете в налоговым органах РФ, и местом реализации товара будет считаться территория РФ, Вы должны будете удержать из доходов контрагента НДС и сдать соответствующую декларацию как налоговый агент.

Кроме того, если Вы ведете расчеты в иностранной валюте, банк может потребовать у Вас определенные документы для осуществления валютного контроля.

Обоснование

Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Какие налоги (кроме единого) нужно платить при упрощенке

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:

– налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости см. Как рассчитать налог на имущество;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходов контролируемых иностранных компаний, дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК РФ, письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:
– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558, и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212, от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н, и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10, от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Такие правила установлены пунктами 2 и 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке (ЕНВД, ЕСХН) перечислять экологические платежи. Деятельность организации связана с природопользованием

Да, должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). При этом обязанность по перечислению экологических платежей не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262. Несмотря на то что это письмо адресовано организациям на ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

Налоговые агенты

Организации (в т. ч. автономные учреждения) на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

Это следует из положений пункта 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация на упрощенке включить в расходы НДС, удержанный и уплаченный в бюджет при аренде государственного (муниципального) имущества

Да, может.

Организации (в т. ч. автономные учреждения), арендующие государственное или муниципальное имущество, являются налоговым агентом по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ). Переход на упрощенку не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). При этом суммы фактически уплаченного НДС по расходам, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу, тоже можно учесть при налогообложении (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Арендные платежи можно отнести на расходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому и НДС по ним также учитывается при расчете единого налога при упрощенке. Такого же мнения придерживается налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 17 июня 2005 г. № 18-11/3/42465).

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

Чтобы рассчитать сумму НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет, нужно определить налоговую базу и выбрать необходимую налоговую ставку.

Налоговая база

Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161 Налогового кодекса РФ.

Налоговую базу определяйте с учетом НДС:

  • при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Налоговую базу определяйте без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров):

  • при реализации имущества по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству в порядке наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Налоговая ставка

Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).

Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:

Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если стоимость товаров (работ, услуг) в договоре установлена без НДС, налоговый агент должен перечислить налог в бюджет за счет собственных средств. При этом сумму налога определяйте в следующем порядке. Сначала налоговую базу (стоимость, указанную в договоре) увеличьте на сумму НДС по прямой ставке – 18 или 10 процентов. А потом исходя из увеличенной налоговой базы определите сумму НДС по расчетной ставке: 18/118 или 10/110 (письмо Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-07-08/276).

Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которую нужно перечислить в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов. Это правило распространяется на две категории налоговых агентов:
– на посредников, реализующих в России товары (работы, услуги) иностранных комитентов или принципалов (п. 5 ст. 161 НК РФ);
– на организации (предпринимателей), которые реализуют конфискованное и бесхозяйное имущество (п. 4 ст. 161 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг, имущества) такие налоговые агенты обязаны предъявлять рассчитанные суммы НДС покупателям (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Пример расчета НДС при реализации товаров иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете, по посредническому договору

ООО «Альфа» (комиссионер) реализует товары иностранной организации по договору комиссии. Иностранная организация (комитент) не состоит в России на налоговом учете. При реализации таких товаров в России НДС начисляется по ставке 18 процентов.

Согласованная с комитентом продажная стоимость товаров составляет 2 000 000 руб. (без учета НДС). Комиссионное вознаграждение (с учетом НДС) составляет 10 процентов от продажной стоимости товара (с учетом НДС) и удерживается комиссионером из средств, поступивших от покупателей.

Сумма НДС, которую «Альфа» предъявляет покупателям, равна:
2 000 000 руб. × 18% = 360 000 руб.

Продажная цена товаров с учетом НДС составляет:
2 000 000 руб. + 360 000 руб. = 2 360 000 руб.

Все товары были реализованы и оплачены. В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 004
– 2 360 000 руб. – приняты к учету товары, полученные на комиссию;

Дебет 62 Кредит 76
– 2 360 000 руб. – отражена отгрузка товаров комитента;

Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 360 000 руб. – начислен НДС за иностранного комитента;

Кредит 004
– 2 360 000 руб. – списаны товары, реализованные по договору комиссии;

Дебет 76 Кредит 90-1
– 236 000 руб. (2 360 000 руб. × 10%) – отражена сумма вознаграждения по договору комиссии;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 36 000 руб. (236 000 руб. × 18/118) – начислен НДС с комиссионного вознаграждения;

Дебет 51 Кредит 62
– 2 360 000 руб. – поступила оплата за товары;

Дебет 76 Кредит 51
– 1 764 000 руб. (2 360 000 руб. – 360 000 руб. – 236 000 руб.) – перечислены денежные средства комитенту.

Ситуация: по какой ставке налоговый агент должен удержать НДС с сумм, полученных от покупателей, и начислить НДС со своего вознаграждения при реализации по поручению Росимущества конфискованных товаров, облагаемых по ставке 10 процентов

Сумму налога, которая должна быть удержана и перечислена в бюджет со стоимости реализуемых конфискованных товаров, определяйте по ставке 10 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС предъявите покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ).

НДС с суммы вознаграждения рассчитайте по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Независимо от того, какие товары реализуются по поручению Росимущества.

Составление счетов-фактур

При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры. Общий порядок составления счетов-фактур установлен пунктами 5–7 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Уплата НДС в бюджет

Сумму НДС перечисляйте в бюджет в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяйте по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). Пересчитывать сумму НДС по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, на налоговых агентов не распространяется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170.

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Например, за I квартал 2015 года – не позднее 27 апреля (25 и 26 апреля – выходные дни), 25 мая и 25 июня.

Исключение из этого правила – срок уплаты НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). При этом банкам запрещено принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними заказчик не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Поскольку обязанность по уплате НДС должна быть исполнена в денежной форме, порядок применения зачетов, предусмотренный пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ, не применяется. То есть в счет погашения задолженности по НДС, возникшей при приобретении работ (услуг) у иностранных исполнителей, налоговый агент не может зачесть суммы имеющейся у него переплаты по другим федеральным налогам. Об этом сказано в письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-231.

О возникновении обязанности по уплате НДС при аренде государственного (муниципального) имущества в случае задержек или неуплаты арендных платежей подробнее см. Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС.

Ситуация: когда нужно перечислить НДС, удержанный организацией-посредником при реализации конфискованных товаров по поручению Росимущества. Товары реализованы в одном квартале, а отчет об их реализации утвержден в следующем квартале

Перечислите НДС в бюджет по итогам того налогового периода, в котором конфискованные товары были отгружены покупателям (подп. 1 п. 1, п. 15 ст. 167 НК РФ).

НДС по посредническому вознаграждению перечислите в бюджет по итогам того налогового периода, в котором по условиям договора услуга считается оказанной (п. 1 ст. 167 НК РФ). То есть по итогам периода, в котором был утвержден отчет о реализованных товарах.

Ситуация: по какому курсу определять сумму НДС, которую российский налоговый агент перечисляет в бюджет с опозданием, уже после того, как выплатил валютное вознаграждение иностранному исполнителю работ (услуг)

Сумму НДС определяйте по курсу рубля, который действовал на дату выплаты вознаграждения исполнителю.

Вообще, перечисляя оплату иностранному исполнителю за работы (услуги), местом реализации которых является Россия, НДС с этого вознаграждения нужно направить в бюджет в тот же день. Такая обязанность налогового агента ложится на российскую организацию, если ее иностранный контрагент не состоит на налоговом учете в России. Данный порядок следует из пункта 2 статьи 161 и абзаца 2 пункта 4 статьи 174 Налогового кодекса РФ.
При этом по закону банк, через который российская организация рассчитывается с иностранным исполнителем, не вправе принимать поручения на перевод вознаграждения без поручения на уплату НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/33). Исключение составляют только расчеты по операциям, освобожденным от налогообложения (письмо Минфина России от 22 августа 2013 г. № 03-07-05/34399). Но, даже если по каким-то причинам банк все же нарушил этот запрет, налоговый агент не освобождается от исполнения своих обязанностей. Он все равно должен перечислить в бюджет сумму НДС, исчисленную с вознаграждения иностранного исполнителя, хоть и с опозданием.

В этом случае налоговую базу определите в рублях по курсу Банка России на дату перечисления вознаграждения исполнителю (п. 3 ст. 153 НК РФ, письма Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303 и от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170). Этим правилом следует руководствоваться независимо от того, выделена сумма НДС в контракте с иностранным исполнителем или нет. Положения пункта 5 статьи 45 Налогового кодекса РФ в рассматриваемой ситуации не применяются.

Важная деталь: поскольку организация несвоевременно исполняет обязанности налогового агента, вместе с суммой НДС в бюджет нужно перечислить и пени за просрочку платежа (ст. 75 НК РФ).

Пример уплаты НДС налоговым агентом. Российская организация с опозданием перечисляет в бюджет сумму НДС, выделенную в контракте с иностранным исполнителем

Организация «Альфа» заключила договор на оказание услуг с иностранной организацией, не состоящей на налоговом учете в России. Сумма вознаграждения по договору составила 1180 долл. США (в т. ч. НДС – 180 долл. США).

20 августа «Альфа» перечислила исполнителю вознаграждение за вычетом НДС. Условный курс доллара на эту дату составлял 36,1094 руб.

НДС в бюджет «Альфа» перечислила с опозданием – 19 сентября (просрочка – 29 дней).

При расчете суммы НДС бухгалтер организации использовал курс доллара, действовавший на дату расчетов с исполнителем.

Сумма НДС к уплате в бюджет составила:
180 долл. × 36,1094 руб. = 6500 руб.

Сумма пеней за просрочку уплаты налога составила:
6500 руб. × 29 дн. × 1/300 × 8,25% = 52 руб.

Пример уплаты НДС налоговым агентом. Российская организация с опозданием перечисляет в бюджет сумму НДС, не выделенную в контракте с иностранным исполнителем

Организация «Альфа» заключила договор на оказание услуг с иностранной организацией, не состоящей на налоговом учете в России. Сумма вознаграждения по договору составила 1000 долл. США. Условия об НДС в договоре не прописаны.

15 июля «Альфа» перечислила исполнителю вознаграждение в размере 1000 долл. США. Условный курс доллара на эту дату составлял 34,3135 руб. НДС в бюджет уплачен не был.

20 августа «Альфа» перечислила в бюджет НДС со стоимости услуг, приобретенных у иностранного исполнителя.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал налог следующим образом:
1000 долл. × 18% × 34,3135 руб. = 6176 руб.

Одновременно организация перечислила в бюджет пени за просрочку уплаты налога:
6176 руб. × 35 дн. × 1/300 × 8,25% = 59 руб.

Заполнение платежного поручения

В платежном поручении на перечисление НДС в бюджет укажите:

  • в поле 101 «Статус лица, оформившего документ» – код 02 (налоговый агент);
  • в поле 104 «КБК» – код бюджетной классификации НДС;
  • в поле 106 «Основание платежа» – код ТП (платеж текущего года);

Такой порядок предусмотрен Правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Если бухгалтер неправильно заполнит поле 101 «Статус лица, оформившего документ» (вместо кода 02 укажет код 01), сумма НДС, которую организация должна была перечислить как налоговый агент, в учете налоговой инспекции будет зафиксирована как поступившая от организации-налогоплательщика. О том, как исправить эту ошибку, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Право на вычет НДС

Правом на вычет НДС, уплаченного в бюджет, могут воспользоваться налоговые агенты, которые:

– приобретают товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
– арендуют государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
– покупают (получают) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вычет не предоставляется налоговым агентам, которые:

– реализуют конфискованное имущество и ценности, перечисленные в пункте 4 статьи 161 Налогового кодекса РФ;
– реализуют в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Подробнее об этом см. Как налоговому агенту принять к вычету удержанный НДС.

<...>

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как определить место реализации товаров (работ, услуг)

При реализации товаров (работ, услуг) НДС нужно платить, только если реализация произошла на территории России. При реализации товаров (работ, услуг) за пределами России (на территории иностранного государства) налог не платите. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Правила определения места реализации приведены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса РФ. В законодательстве установлен различный порядок определения места реализации товаров и места реализации работ (услуг).

Реализация товаров

По общему правилу товары считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из условий:

  • товар находится в России (на территориях под ее юрисдикцией) и при реализации не перемещается (подп. 1 п. 1 ст. 147 НК РФ);
  • в момент отгрузки и транспортировки товар находится в России (на территориях под ее юрисдикцией) (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ).

Исключением из этого правила является определение места реализации углеводородного сырья, добытого на морских месторождениях. Углеводородное сырье, а также продукты его передела (например, стабильный конденсат, сжиженный природный газ) считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

  • товар находится либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря и при этом не отгружается и не транспортируется (подп. 1 п. 2 ст. 147 НК РФ);
  • товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря (подп. 2 п. 2 ст. 147 НК РФ).

Ситуация: как установить момент отгрузки товаров при определении места их реализации для расчета НДС

Момент отгрузки товаров устанавливайте по дате, указанной в первом отгрузочном документе (в документе, подтверждающем выполнение продавцом обязанности по передаче товара). Например, по дате составления:

Такой вывод следует из статьи 458 Гражданского кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-07-13/1/26980, от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/473, от 30 августа 2012 г. № 03-07-15/1/20.

Если не выполняется ни одно из указанных условий, то НДС с реализации товаров не платите. В частности, не платите налог:

Пример определения места реализации товара для расчета НДС. Организация продает здание

АО «Альфа» заключило с ООО «Торговая фирма "Гермес"» договор на продажу принадлежащего ей здания, которое находится на территории Украины.

И «Альфа», и «Гермес» являются российскими организациями. Местом заключения договора на продажу здания является г. Москва.

Поскольку здание находится на территории Украины, то местом его реализации независимо от прочих условий Россия не считается. Поэтому бухгалтер «Альфы» по этой операции НДС не начислил.

Пример определения места реализации товара для расчета НДС. Организация продает товар, приобретенный в одном иностранном государстве и перемещаемый транзитом через Россию на территорию другого иностранного государства

ООО «Торговая фирма "Гермес"» приобрело в Китае товары для последующей их перепродажи в Польше. Перевозка указанного товара осуществляется транзитом через территорию России.

Так как товары в момент отгрузки находятся на территории Китая, то местом их реализации Россия не является. Поэтому бухгалтер «Гермеса» НДС по этой операции не начислил.

Установленный порядок определения места реализации товаров должны применять как российские, так и иностранные организации, реализующие товары в России.

Иностранные организации, вставшие на учет в налоговой инспекции, налог платят самостоятельно. Это следует из положений пункта 1 статьи 143, статьи 83, пункта 7 статьи 174 Налогового кодекса РФ и пункта 4 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н. Если же они не состоят в России на налоговом учете, НДС за них перечисляют организации, выступающие налоговыми агентами:

  • при покупке у них товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации в России их товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании агентских договоров, договоров поручения или комиссии (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Пример определения места реализации товара для расчета НДС. Иностранная организация реализует товары в России

АО «Альфа» приобрело деревообрабатывающий станок у польской организации, которая не имеет постоянных представительств в России. Станок отгружается со склада г. Москвы, на который ранее он был ввезен польской организацией для хранения. Поскольку в начале отгрузки станок находится на территории России, данная операция облагается НДС.

Так как польская организация не состоит на учете в налоговой инспекции, то при сотрудничестве с ней «Альфа» выступает в качестве налогового агента по НДС.

В июне «Альфа» перечислила польской организации денежные средства за приобретение станка. Сумму налога бухгалтер «Альфы» перечислил в бюджет.

Ситуация: нужно ли начислять НДС при реализации товаров, которые отгружаются транзитом со склада иностранного поставщика. Российская организация приобретает товары за границей, растаможивает их и продает на внутреннем рынке. Право собственности на товары переходит к российскому покупателю на дату таможенного оформления

Да, нужно.

В рассматриваемой ситуации российская организация совершает две операции, каждая из которых является самостоятельным объектом налогообложения.

Первая – это ввоз в Россию импортных товаров, собственником которых российская организация стала за границей (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). В ходе этой операции:
– товары проходят таможенное оформление в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления (ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза);
– организация-импортер уплачивает НДС на таможне (подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ) и предъявляет эту сумму к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Вторая операция – это реализация товаров российскому покупателю. Такая операция облагается НДС, если товары в момент начала отгрузки и транспортировки находились на территории России (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ). Применяя эту норму, учитывайте, что в данном случае началом отгрузки (транспортировки) товаров российскому покупателю является не дата их вывоза со склада иностранного поставщика, а дата передачи, предусмотренная договором. Ведь с момента отгрузки товаров с иностранного склада и до момента таможенного оформления их собственником остается импортер. Передать эти товары покупателю импортер может только после растаможивания. То есть после того, как товары были фактически ввезены в Россию. А раз передача товаров российскому покупателю происходит на территории России, то нужно начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом неважно, что товары отгружаются покупателю транзитом из-за границы, минуя склад импортера, – способ доставки в данном случае значения не имеет.

Такой же порядок действует, если российская организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза. Единственное отличие: поскольку таможенных границ между странами – участницами Таможенного союза нет, при ввозе товаров российский импортер платит НДС не на таможне, а через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 договора о Евразийском экономическом союзе, п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

<...>

<...>

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как составить и сдать декларацию по НДС налоговому агенту, не являющемуся плательщиком НДС

Налоговую базу и сумму налога по операциям, в которых организация выступает в качестве налогового агента по НДС, отразите в декларации по НДС.

Форма декларации

Форма декларации по НДС и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558. По этой форме нужно отчитываться начиная с I квартала 2015 года (п. 2 приказа ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Срок сдачи

Сдать декларацию в налоговую инспекцию нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Если 25-е число месяца приходится на выходной день, сдайте декларацию в первый же следующий за выходным рабочий день. Например, декларацию за I квартал 2015 года нужно представить не позднее 27 апреля 2015 года (25 и 26 апреля – выходные дни).

Ответственность

Несвоевременная подача декларации по НДС является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Налоговая ответственность за несвоевременное представление деклараций установлена статьей 119 Налогового кодекса РФ. С 1 января 2014 года из текста этой статьи исключена категория «налогоплательщик» (п. 13 ст. 10 Закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ). Поэтому в настоящее время налоговая инспекция может оштрафовать за такое правонарушение любую организацию, которая должна сдавать декларации по НДС, но по какой-либо причине не исполнила эту обязанность. В том числе и налогового агента, который не является плательщиком НДС.

Ситуация: нужно ли сдать нулевую декларацию по НДС налоговому агенту, если в течение квартала у организации не было операций по удержанию налога. Организация не является плательщиком НДС и не ведет посреднической деятельности

Нет, не нужно.

В отличие от статьи 23, статья 24 Налогового кодекса РФ не обязывает налоговых агентов подавать нулевые налоговые декларации. Для них декларации не являются письменным заявлением о полученных доходах. Налоговым агентам нужно составлять отчетность лишь по тем операциям, в результате которых они должны удержать с контрагента ту или иную сумму налога и перечислить ее в бюджет. Такой порядок следует из абзаца 5 пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, раздел 2 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» нужно сдавать в инспекцию только при совершении операций, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ (абз. 8 п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Куда сдавать декларацию

Декларацию сдавайте в налоговую инспекцию по местонахождению организации – налогового агента (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Как сдать

По общему правилу декларации по НДС можно сдавать в инспекции только в электронном виде и только через уполномоченных спецоператоров. Однако на налоговых агентов, которые не являются плательщиками НДС, это правило распространяется лишь в том случае, если они занимаются посреднической деятельностью и выставляют (от своего имени) или получают (на свое имя) счета-фактуры с выделенной суммой налога. Начиная с отчетности за I квартал 2015 года, они должны сдавать декларации в электронном виде независимо от численности сотрудников. Декларации, сданные такими налоговыми агентами на бумажных носителях, будут считаться непредставленными. Соответственно, за подачу деклараций по НДС на бумаге налоговые инспекции будут штрафовать их не по статье 119.1 (нарушение способа представления деклараций – штраф 200 руб.), а по статье 119 Налогового кодекса РФ, а также блокировать их банковские счета (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Налоговые агенты, которые не являются плательщиками НДС и не занимаются посреднической деятельностью, по-прежнему вправе сдавать декларации по НДС:

Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 174, пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 26 февраля 2014 г. № ГД-3-3/780.

Подробнее о составе и способах представления отчетности по НДС в налоговые инспекции см. таблицу.

Порядок заполнения

Декларацию нужно заполнить в рублях, без копеек. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Если какие-либо показатели для заполнения декларации отсутствуют, то в соответствующих строках и графах поставьте прочерки.

После того как декларация составлена, последовательно пронумеруйте все страницы начиная с титульного листа. Показатель номера страницы (поле «Стр.»), имеющий три знакоместа, записывается следующим образом: «001», «002»… «029» и т. д.

Об этом сказано в разделе II Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

Для отражения операций налоговых агентов в декларации по НДС предусмотрен раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» и раздел 7, в котором приводятся сведения об операциях, не облагаемых НДС.

Так как организация – налоговый агент не является плательщиком НДС, к этим разделам нужно оформить титульный лист. Кроме того, если организация применяет специальный налоговый режим, также заполните раздел 1 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика». Если показатели для этого раздела отсутствуют, во всех строках поставьте прочерки. При этом в титульном листе в реквизите «по месту нахождения (учета)» нужно указать код «231». Об этом сказано в абзаце 11 пункта 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

Раздел 7 заполняйте, если в текущем квартале организация – налоговый агент участвовала в операциях, которые одновременно соответствуют двум условиям:

  • указаны в статье 161 Налогового кодекса РФ;
  • не облагаются НДС.

Такие правила предусмотрены абзацами 3, 4, 9 пункта 3 и пунктами 44, 44.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

Например, раздел 7 нужно заполнить, если организация – налоговый агент арендует земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности: плата за пользование природными ресурсами освобождена от обложения НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Заполнение титульного листа

На титульном листе декларации укажите:

  • ИНН и КПП организации (ячейки, отведенные для ИНН, заполняйте слева направо; в двух ячейках, оставшихся свободными, поставьте прочерк);
  • номер корректировки (для первичной декларации 0, для уточненной проставляется порядковый номер уточненной декларации начиная с 1);
  • код налогового периода согласно приложению № 3 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

На титульном листе должны быть дата заполнения декларации и подписи представителей организации.

Такой порядок предусмотрен разделами II и III Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

Заполнение раздела 2

В разделе 2 декларации по НДС укажите:

Строку 060 раздела 2 заполняйте слева направо, в пустых ячейках нули не проставляйте.

Такие правила предусмотрены разделом V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

Раздел 2 нужно заполнить отдельно (на разных страницах) по каждому участнику операций, в которых организация выступала в качестве налогового агента. При наличии нескольких договоров с одним участником (например, с арендодателем – органом государственной власти) раздел 2 можно представить на одной странице. Об этом сказано в пункте 36 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

Строк для указания налоговой базы и ставки НДС в разделе 2 декларации не предусмотрено. Следовательно, приводить расчет НДС налоговым агентам не нужно.

Заполнение раздела 7

В разделе 7 декларации укажите:

  • в графе 1 коды операций, приведенные в приложении № 1 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558;
  • в графе 2 стоимость реализованных товаров (работ, услуг) по соответствующим кодам операций;
  • в графе 3 стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) по соответствующим кодам операций;
  • в графе 4 сумму НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которая не подлежит вычету, по соответствующим кодам операций.

Это предусмотрено разделом XII Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

Заполнение разделов 8 и 9

Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС, удержанные суммы налога к вычету не принимают. Соответственно, полученные счета-фактуры в книге покупок они не регистрируют. Поскольку данных для заполнения раздела 8 декларации по НДС у таких налоговых агентов не будет, заполнять этот раздел они не должны. Это следует из положений пунктов 3 и 45 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558.

Раздел 9 декларации заполняют все налоговые агенты. Заполнить его нужно в случае возникновения обязанности по уплате НДС в бюджет. В нем указываются сведения из книги продаж.

Подробнее о порядке заполнения раздела 9 см. Как составить и сдать декларацию по НДС.

Пример оформления декларации по НДС налоговым агентом, который не является плательщиком НДС

ООО «Альфа» применяет упрощенку.

В течение I квартала 2016 года организация выполняла обязанности налогового агента по НДС:

  • при аренде муниципального имущества по договору с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Мытищи Московской области (не является казенным учреждением). Договор действует с 1 января 2016 года. Месячная стоимость аренды с учетом НДС – 200 000 руб. Код операции для заполнения декларации – 1011703. На сумму арендной платы составлен счет-фактура от 31 марта 2016 г. № 001;
  • при приобретении консультационных услуг у иностранной организации «Бета», не состоящей в России на налоговом учете. Стоимость услуг с учетом НДС – 3350 долл. США или 224 450 руб. по курсу Банка России на дату оплаты услуг. Код операции для заполнения декларации – 1011712. Услуги в сумме 224 450 руб. оплачены 5 февраля 2016 года. На эту сумму составлен счет-фактура от 5 февраля 2016 г. № 002. Налог в сумме 34 238 руб. удержан и перечислен в бюджет 5 февраля 2016 года (платежное поручение от 5 февраля 2016 г. № 25).

На титульном листе декларации по НДС за I квартал бухгалтер указал общие сведения об организации, код налоговой инспекции, в которую подается декларация, и код 231, означающий, что декларация представляется по местонахождению налогового агента (абз. 11 п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Раздел 2 декларации по НДС бухгалтер «Альфы» заполнил по каждой из перечисленных операций (на отдельных страницах).

Сумма НДС по аренде муниципального имущества отражена в разделе 2 на странице 003:
200 000 руб. × 3 мес. × 18/118 = 91 525 руб.

Сумма НДС по сделке с организацией «Бета» отражена в разделе 2 на странице 004:
224 450 руб. × 18/118 = 34 238 руб.

Составление декларации бухгалтер закончил заполнением раздела 1. Поскольку организация не является плательщиком НДС, в этом разделе бухгалтер поставил прочерки.

В разделе 9 отражены сведения из книги продаж по данным операциям.

22 апреля 2016 года налоговая декларация по НДС за I квартал 2016 года, подписанная генеральным директором «Альфы» Львовым, представлена организацией в налоговую инспекцию.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль