Российский налоговый курьер

Нужно ли сдавать декларацию о плате за НВОС(экологический платеж), при сдаче в аренду недвижимого имущества?

16 сентября 2018
63
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Мы занимаемся сдачей в аренду недвижимого имущества, из Росприроднадзора получили подтверждение, не являемся объектом НВОС. Надо нам сдавать декларацию о плате за НВОС (экологический платеж)?

Ответ

Отвечает Александр Ермаченко, эксперт по налогообложению и бухучету.
Нет, декларацию по НВОС Вам сдавать не нужно. Ведь организация не является плательщиком платежей по НВОС.
В письме Росприроднадзора от 20 марта 2017 г. № ВС-06-02-29/5525 пояснено, что абзац 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Указанные положения закреплены также ч. 4, 5 ст. 23 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

При этом до появления в субъектах Российской Федерации региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов осуществляют организации, которые ведут специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов, и которые соответствуют статусу оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из этого следует вывод о том, что если у организации образуются только ТКО, то вносить платежи за размещение отходов и платить иные платежи по НВОС не нужно. Это должны делать специализированные организации.

На основании Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Таким образом, если у организации образуются только ТКО, то отчитываться по НВОС не нужно, поскольку не возникает обязанности по уплате платы по НВОС за размещение.

Экологический же сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. Перечень таких товаров утвержден распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р.

Обоснование

Из рекомендации Плата за загрязнение окружающей среды и экологический сбор: в чем разница и кто должен платить

Олег Долматов, заместитель руководителя Росприроднадзора

Светлана Губанова, начальник отдела администрирования доходов Росприроднадзора

Кто платит за загрязнение окружающей среды

Если организация использует в работе объекты, негативно влияющие на окружающую среду, она должна перечислять государству специальную плату. О каких объектах идет речь? Это могут быть здания, сооружения или иное имущество – источники выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты. К примеру, котельная и дизельная установка – это «негативные» объекты. За их выбросы придется платить. А вот за выхлопные газы автотранспорта перечислять плату не нужно. Отдельно рассчитывают и вносят плату за размещение отходов.

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором – это разные платежи.

Перечислять плату за загрязнение окружающей среды обязательно, независимо от системы налогообложения. Такой платеж не является налогом, и никаких специальных условий для него в НК нет. Это следует из определения Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-О, а также из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 НК, письма Минфина от 11.07.2007 № 03-11-04/3/262.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 № 96-ФЗ, пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255определения Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-Опостановления Конституционного суда от 14.05.2009 № 8-П.

Обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Внимание: плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Региональные операторы (компании с исключительным правом на работу с отходами) в настоящее время определены не во всех субъектах РФ. До тех пор пока их не назначат, плату должны вносить организации и предприниматели, которые ведут специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов. Они соответствуют статусу оператора (ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 1 и 23 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).

Кого освободят от платы за негативное воздействие

Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

 есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;

 отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;

 нет сбросов загрязняющих веществ в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность). Речь идет о загрязняющих веществах, которые образуются на предприятиях, использующих воду для промышленных нужд.

Важно: если, помимо объектов IV категории опасности, у организации есть объекты других категорий, платить надо за все объекты, в том числе и за объекты IV категории.

Об этом – в пункте 1 статьи 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255пункте 6 постановления Правительства от 28.09.2015 № 1029 и письмах Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354.

Главбух советует: чтобы не платить за загрязнение окружающей среды, убедитесь, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует ваша организация, IV категории опасности.

Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, обратитесь в Росприроднадзор.

Какие условия платежа для офисов и строительных компаний

Часто сомнения, надо ли платить за негативное воздействие, возникает у организаций, где образуется только офисный и бытовой мусор. Вопросы возникают и в строительных компаниях.

Ситуация: нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды, если единственный вид отходов, который образуется в организации, – бытовой и офисный мусор

Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности.

Саму по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, нельзя считать основанием для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок, которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре. А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I–III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие разъяснения есть на официальном сайте Росприроднадзора и в письме Росприроднадзора от 22.11.2016 № АА-05-04-32/23821.

Ситуация: кто из участников строительства – инвестор, застройщик, заказчик или подрядчик – должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Платить должен тот, кто непосредственно наносит вред окружающей среде своей хозяйственной деятельностью.

Плату за загрязнение перечисляют организации, которые ведут на территории РФ любые виды деятельности, связанные с природопользованием (абз. 7 ст. 3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗп. 5 Правил, утв. постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255). Если организация своевременно не перечислит плату за загрязнение окружающей среды, ей грозит административный штраф.

Иными словами, плательщики – это природопользователи, хозяйственная деятельность которых наносит вред окружающей среде. В строительстве к таким природопользователям относятся подрядчики или застройщики (заказчики), выполняющие строительство собственными силами (ч. 4 ст. 4 Закона от 25.02.1999 № 39-ФЗст. 751 ГК). При этом не имеет значения, кто является инициатором строительства (собственником строящегося объекта).

По общему правилу вносить плату должны организации, фактически оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255). Однако это не мешает сторонам прописать в договоре подряда (инвестиционном договоре) условие о компенсации подрядчику уплаченного им сбора (п. 2 ст. 709 ГК).

Отметим, что объект, законченный строительством, включают в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, только после того, как его введут в эксплуатацию. Для этого в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию в Росприроднадзор нужно подать заявку.

Как контролируют платежи за загрязнение

За тем, как организации рассчитывают плату и перечисляют ее в бюджет, следит Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255.

Нужно ли вставать на учет в органах Росприроднадзора для того, чтобы перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду с категорией опасности I–IV, обязана встать на учет в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме, утвержденной приказом Минприроды от 23.12. 2015 № 554.1

Заявку составляйте отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17–19 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 23.06.2016 № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации, как заполнять заявку, есть в приложении к приказу Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756.

Объекты негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категории опасности, на учет в Росприроднадзоре не ставьте. Допустим, на объекте образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).

Срок подачи заявок – в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по статье 8.46 КоАП. Размер штрафа составит от 30 000 до 100 000 руб. – для организаций, от 5000 до 20 000 руб. – для руководителя.

Подать заявку можно через личный кабинет на сайте Росприроднадзора.

В течение 10 рабочих дней на основании заявки отделение Росприроднадзора зарегистрирует объект негативного воздействия (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вам вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 01.09.2016 № АС-03-00-36/17836. Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25.11.2016 и писем Минприроды от 28.10.2016 № 12-50/8692-ОГРосприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354.

Обновите сведения в реестре, если:

 начали использовать объект по новому адресу;

 изменили адрес или название организации;

 передали объект другому пользователю;

 провели реорганизацию в форме преобразования;

 изменили характеристики технологических процессов производства;

 изменили характеристики обезвреживания выбросов;

 используете, обезвреживаете и размещаете отходы с помощью новых технологий.

Перечень документов, которые нужно подать в Росприроднадзор, чтобы актуализировать сведения в реестре, установлен в приложении 1 к письму Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287. Срок подачи документов – не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации изменений.

Если прекратили деятельность на объекте, подайте в Росприроднадзор документы, чтобы снять объект с учета. Перечень таких документов приведен в приложении 3 к письму Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

Получив документы, Росприроднадзор в течение 10 рабочих дней выдаст свидетельство об актуализации сведений или о снятии объекта с учета. Формы этих свидетельств приведены в приложениях 2 и 4 к письму Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

За что нужно платить

Статьей 16 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что плату надо перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

 атмосферные выбросы стационарными объектами;

 сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

 размещение отходов производства и потребления.

Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства от 13.09.2016 № 913.

За атмосферные выбросы передвижными объектами перечислять плату не надо (письма Минприроды от 23.07.2015 № 02-12-44/17039от 10.03.2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими объектами.1

Плата за атмосферные выбросы

Кто должен вносить плату за атмосферные выбросы

Вносить плату за выбросы в атмосферный воздух организации должны независимо от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Если они оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то обязанность есть. Это следует из статей 1616.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ.

Правила регистрации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены постановлением Правительства от 23.06.2016 № 572.

Плата за загрязнение водных объектов

Кто должен платить за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты

Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются сточные воды. Ведь их сбрасывают в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913).

Раньше организации, которые сбрасывают загрязняющие вещества в централизованные системы канализации, были освобождены от платы за загрязнение. Считалось, что водные объекты они не загрязняют. Плата за загрязнение была включена в стоимость услуг водопроводно-канализационных служб, которые сбрасывали стоки непосредственно в водные объекты. И в бюджет эту плату перечисляли именно коммунальные службы. Но теперь это правило не действует.

Абоненты канализационных систем должны самостоятельно вносить плату за загрязнение водных объектов в бюджет. К таким абонентам относятся организации, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

 ведут деятельность, связанную с производством или переработкой продукции;

 заключили или обязаны заключить договор водоотведения в соответствии с частью 8 статьи 7 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ;

 владеют на праве собственности или на другом законном основании канализационными выпусками в централизованную систему водоотведения;

 имеют установленные нормативы допустимых сбросов вредных веществ.

Для остальных организаций сохранен прежний порядок. Так же как и раньше, плату за загрязнение они должны перечислять коммунальным службам в составе платежей за их услуги.

Такой порядок следует из положений части 1 статьи 28 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, постановления Правительства от 18.03.2013 № 230 и письма Росприроднадзора от 20.02.2015 № ОД-06-01-31/2606.

Важно: до 1 января 2019 года на платежи за негативное воздействие на окружающую среду через централизованные системы водоотведения наложен мораторий (Закон от 13.07.2015 № 221-ФЗ). Но организации, которые сбрасывают сточные воды, должны компенсировать водоканалам некоторые расходы. Это затраты, связанные с нейтрализацией негативного воздействия сбросов на работу централизованных систем канализации. Об этом сказано в разделе VII Правил, утвержденных постановлением Правительства от 29.07.2013 № 644.


Отвечает Александр Ермаченко, эксперт
Нет, декларацию по НВОС Вам сдавать не нужно. Ведь организация не является плательщиком платежей по НВОС.
В письме Росприроднадзора от 20 марта 2017 г. № ВС-06-02-29/5525 пояснено, что абзац 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Указанные положения закреплены также ч. 4, 5 ст. 23 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

При этом до появления в субъектах Российской Федерации региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов осуществляют организации, которые ведут специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов, и которые соответствуют статусу оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из этого следует вывод о том, что если у организации образуются только ТКО, то вносить платежи за размещение отходов и платить иные платежи по НВОС не нужно. Это должны делать специализированные организации.

На основании Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Таким образом, если у организации образуются только ТКО, то отчитываться по НВОС не нужно, поскольку не возникает обязанности по уплате платы по НВОС за размещение.

Экологический же сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. Перечень таких товаров утвержден распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р.

Обоснование

Из рекомендации Плата за загрязнение окружающей среды и экологический сбор: в чем разница и кто должен платить

Олег Долматов, заместитель руководителя Росприроднадзора

Светлана Губанова, начальник отдела администрирования доходов Росприроднадзора

Кто платит за загрязнение окружающей среды

Если организация использует в работе объекты, негативно влияющие на окружающую среду, она должна перечислять государству специальную плату. О каких объектах идет речь? Это могут быть здания, сооружения или иное имущество – источники выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты. К примеру, котельная и дизельная установка – это «негативные» объекты. За их выбросы придется платить. А вот за выхлопные газы автотранспорта перечислять плату не нужно. Отдельно рассчитывают и вносят плату за размещение отходов.

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором – это разные платежи.

Перечислять плату за загрязнение окружающей среды обязательно, независимо от системы налогообложения. Такой платеж не является налогом, и никаких специальных условий для него в НК нет. Это следует из определения Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-О, а также из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 НК, письма Минфина от 11.07.2007 № 03-11-04/3/262.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 № 96-ФЗ, пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255определения Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-Опостановления Конституционного суда от 14.05.2009 № 8-П.

Обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Внимание: плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Региональные операторы (компании с исключительным правом на работу с отходами) в настоящее время определены не во всех субъектах РФ. До тех пор пока их не назначат, плату должны вносить организации и предприниматели, которые ведут специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов. Они соответствуют статусу оператора (ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 1 и 23 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).

Кого освободят от платы за негативное воздействие

Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

 есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;

 отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;

 нет сбросов загрязняющих веществ в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность). Речь идет о загрязняющих веществах, которые образуются на предприятиях, использующих воду для промышленных нужд.

Важно: если, помимо объектов IV категории опасности, у организации есть объекты других категорий, платить надо за все объекты, в том числе и за объекты IV категории.

Об этом – в пункте 1 статьи 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255пункте 6 постановления Правительства от 28.09.2015 № 1029 и письмах Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354.

Главбух советует: чтобы не платить за загрязнение окружающей среды, убедитесь, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует ваша организация, IV категории опасности.

Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, обратитесь в Росприроднадзор.

Какие условия платежа для офисов и строительных компаний

Часто сомнения, надо ли платить за негативное воздействие, возникает у организаций, где образуется только офисный и бытовой мусор. Вопросы возникают и в строительных компаниях.

Ситуация: нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды, если единственный вид отходов, который образуется в организации, – бытовой и офисный мусор

Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности.

Саму по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, нельзя считать основанием для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок, которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре. А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I–III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие разъяснения есть на официальном сайте Росприроднадзора и в письме Росприроднадзора от 22.11.2016 № АА-05-04-32/23821.

Ситуация: кто из участников строительства – инвестор, застройщик, заказчик или подрядчик – должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Платить должен тот, кто непосредственно наносит вред окружающей среде своей хозяйственной деятельностью.

Плату за загрязнение перечисляют организации, которые ведут на территории РФ любые виды деятельности, связанные с природопользованием (абз. 7 ст. 3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗп. 5 Правил, утв. постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255). Если организация своевременно не перечислит плату за загрязнение окружающей среды, ей грозит административный штраф.

Иными словами, плательщики – это природопользователи, хозяйственная деятельность которых наносит вред окружающей среде. В строительстве к таким природопользователям относятся подрядчики или застройщики (заказчики), выполняющие строительство собственными силами (ч. 4 ст. 4 Закона от 25.02.1999 № 39-ФЗст. 751 ГК). При этом не имеет значения, кто является инициатором строительства (собственником строящегося объекта).

По общему правилу вносить плату должны организации, фактически оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255). Однако это не мешает сторонам прописать в договоре подряда (инвестиционном договоре) условие о компенсации подрядчику уплаченного им сбора (п. 2 ст. 709 ГК).

Отметим, что объект, законченный строительством, включают в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, только после того, как его введут в эксплуатацию. Для этого в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию в Росприроднадзор нужно подать заявку.

Как контролируют платежи за загрязнение

За тем, как организации рассчитывают плату и перечисляют ее в бюджет, следит Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255.

Нужно ли вставать на учет в органах Росприроднадзора для того, чтобы перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду с категорией опасности I–IV, обязана встать на учет в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме, утвержденной приказом Минприроды от 23.12. 2015 № 554.1

Заявку составляйте отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17–19 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 23.06.2016 № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации, как заполнять заявку, есть в приложении к приказу Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756.

Объекты негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категории опасности, на учет в Росприроднадзоре не ставьте. Допустим, на объекте образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).

Срок подачи заявок – в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по статье 8.46 КоАП. Размер штрафа составит от 30 000 до 100 000 руб. – для организаций, от 5000 до 20 000 руб. – для руководителя.

Подать заявку можно через личный кабинет на сайте Росприроднадзора.

В течение 10 рабочих дней на основании заявки отделение Росприроднадзора зарегистрирует объект негативного воздействия (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вам вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 01.09.2016 № АС-03-00-36/17836. Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25.11.2016 и писем Минприроды от 28.10.2016 № 12-50/8692-ОГРосприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354.

Обновите сведения в реестре, если:

 начали использовать объект по новому адресу;

 изменили адрес или название организации;

 передали объект другому пользователю;

 провели реорганизацию в форме преобразования;

 изменили характеристики технологических процессов производства;

 изменили характеристики обезвреживания выбросов;

 используете, обезвреживаете и размещаете отходы с помощью новых технологий.

Перечень документов, которые нужно подать в Росприроднадзор, чтобы актуализировать сведения в реестре, установлен в приложении 1 к письму Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287. Срок подачи документов – не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации изменений.

Если прекратили деятельность на объекте, подайте в Росприроднадзор документы, чтобы снять объект с учета. Перечень таких документов приведен в приложении 3 к письму Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

Получив документы, Росприроднадзор в течение 10 рабочих дней выдаст свидетельство об актуализации сведений или о снятии объекта с учета. Формы этих свидетельств приведены в приложениях 2 и 4 к письму Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

За что нужно платить

Статьей 16 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что плату надо перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

 атмосферные выбросы стационарными объектами;

 сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

 размещение отходов производства и потребления.

Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства от 13.09.2016 № 913.

За атмосферные выбросы передвижными объектами перечислять плату не надо (письма Минприроды от 23.07.2015 № 02-12-44/17039от 10.03.2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими объектами.1

Плата за атмосферные выбросы

Кто должен вносить плату за атмосферные выбросы

Вносить плату за выбросы в атмосферный воздух организации должны независимо от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Если они оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то обязанность есть. Это следует из статей 1616.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ.

Правила регистрации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены постановлением Правительства от 23.06.2016 № 572.

Плата за загрязнение водных объектов

Кто должен платить за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты

Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются сточные воды. Ведь их сбрасывают в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913).

Раньше организации, которые сбрасывают загрязняющие вещества в централизованные системы канализации, были освобождены от платы за загрязнение. Считалось, что водные объекты они не загрязняют. Плата за загрязнение была включена в стоимость услуг водопроводно-канализационных служб, которые сбрасывали стоки непосредственно в водные объекты. И в бюджет эту плату перечисляли именно коммунальные службы. Но теперь это правило не действует.

Абоненты канализационных систем должны самостоятельно вносить плату за загрязнение водных объектов в бюджет. К таким абонентам относятся организации, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

 ведут деятельность, связанную с производством или переработкой продукции;

 заключили или обязаны заключить договор водоотведения в соответствии с частью 8 статьи 7 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ;

 владеют на праве собственности или на другом законном основании канализационными выпусками в централизованную систему водоотведения;

 имеют установленные нормативы допустимых сбросов вредных веществ.

Для остальных организаций сохранен прежний порядок. Так же как и раньше, плату за загрязнение они должны перечислять коммунальным службам в составе платежей за их услуги.

Такой порядок следует из положений части 1 статьи 28 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, постановления Правительства от 18.03.2013 № 230 и письма Росприроднадзора от 20.02.2015 № ОД-06-01-31/2606.

Важно: до 1 января 2019 года на платежи за негативное воздействие на окружающую среду через централизованные системы водоотведения наложен мораторий (Закон от 13.07.2015 № 221-ФЗ). Но организации, которые сбрасывают сточные воды, должны компенсировать водоканалам некоторые расходы. Это затраты, связанные с нейтрализацией негативного воздействия сбросов на работу централизованных систем канализации. Об этом сказано в разделе VII Правил, утвержденных постановлением Правительства от 29.07.2013 № 644.

<…>

Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь!

Этот документ спасет от обидных штрафов и защитит от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами «Упрощенки». Зарегистрируйтесь, скачайте и сразу используйте в работе!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь или войдите через соц.сети!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ:
Зарегистрироваться

Из-за нового МРОТ бухгалтеры пересчитают зарплаты работников задним числом

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.