Формируем налоговую базу по земельному налогу

620

Вопрос

Каковы особенности определения налоговой базы по земельным участкам, находящимся в общей собственности?

Ответ

Общая собственность

Порядок определения налоговой базы по таким участкам установлен в статье 392 НК РФ. Земельные участки могут находиться в общей долевой и в общей совместной собственности. По участкам, находящимся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле налогоплательщика в общей долевой собственности.

Пример 1

Земельный участок, предоставленный А.Ю. Волкову и А.С. Волковой для жилищного строительства, находится в общей долевой собственности. Доля А.Ю. Волкова в праве на земельный участок — 40%, А.С. Волковой — 60%. Кадастровая стоимость земельного участка — 150 000 руб.

Налоговая база определяется в части доли, закрепленной:

  • за А.Ю. Волковым: 150 000 руб. ? 40% = 60 000 руб.;
  • А.С. Волковой: 150 000 руб. ? 60% = 90 000 руб.

В итоге сумма земельного налога составит 450 руб. (60 000 руб. ? 0,3% + 90 000 руб. ? 0,3%).

По земельному участку, находящемуся в общей совместной собственности, налоговая база рассчитывается для каждого налогоплательщика, являющегося собственником данного участка, в равных долях.

Пример 2

П.В. Макарову и Н.А. Макаровой для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен земельный участок, который находится в их общей совместной собственности. Кадастровая стоимость участка — 70 000 руб.

Налоговая база определяется в части доли, закрепленной:

  • за П.В. Макаровым: 70 000 руб. ? 50% = 35 000 руб.;
  • Н.А. Макаровой: 70 000 руб. ? 50% = 35 000 руб.

Переход права собственности

Организация приобрела здание. Ее доля в праве собственности на земельный участок — 75%. Кадастровая стоимость всего земельного участка (в том числе и под приобретенным организацией зданием) — 2 000 000 руб. Как рассчитать сумму земельного налога?

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, покупатель приобретает право на использование части участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на него или сложившегося порядка пользования им. Это установлено в статье 35 Земельного кодекса.

При покупке недвижимости налоговая база рассчитывается пропорционально доле в праве собственности на земельный участок (п. 3 ст. 392 НК РФ).

Налоговая база по земельному участку под приобретенным организацией зданием составит: 1 500 000 руб. (2 000 000 руб. ? 75%).

Если покупателями недвижимости являются несколько лиц, налоговая база определяется пропорционально их доле в праве собственности на эту недвижимость.

Пример 3

ЗАО «Вымпел» и ЗАО «Марс» по договору купли-продажи приобрели в собственность здание. Кадастровая стоимость земли под зданием — 3 000 000 руб. ЗАО «Вымпел» владеет 60-процентной долей в праве собственности на здание, а ЗАО «Марс» — 40-процентной долей.

Налоговая база по земельному участку, занимаемому объектом недвижимости ЗАО «Вымпел», — 1 800 000 руб. (3 000 000 руб. ? 60%).

ЗАО «Марс» исчислит земельный налог исходя из налоговой базы в размере 1 200 000 руб. (3 000 000 руб. ? 40%).

Автомобильные дороги

Во владении юридического лица находится автодорога (частная дорога). Уплачивается ли земельный налог по участку, занятому дорогой?

Организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие «дорога» приведено в статье 2 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ. Так, дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проездных частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

Согласно Конвенции о дорожном движении (заключена в Вене 8 ноября 1968 года), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.74 № 5938-VIII, термин «дорога» означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения.

Автомобильные дороги в России до недавнего времени классифицировались в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.91 № 61.

Земли, предоставленные для размещения государственных автодорог общего пользования и установленных полос отвода этих автомобильных дорог общего пользования, освобождались от уплаты земельного налога.

Теперь автодороги классифицируются по-новому. Согласно постановлению Правительства РФ от 24.12.91 № 61 (в редакции постановления Правительства РФ от 11.04.2006 № 209) автодороги в России подразделяются на категории.

1. Автомобильные дороги общего пользования, в том числе:

  • относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);
  • относящиеся к собственности субъектов РФ (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);
  • относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или местного значения межмуниципального характера (автодороги местного значения, кроме автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности:

а) поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений);

б) муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов);

в) городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами);

  • относящиеся к частной и иным формам собственности.

2. Автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд).

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации. Перечни автодорог необщего пользования, относящихся к собственности Российской Федерации, утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, автомобильные дороги, которые находятся во владении или пользовании юридических лиц (частные автомобильные дороги), не освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса.

Религиозные организации

Освобождается ли от налогообложения земельным налогом земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором наряду со зданием религиозного назначения находится сооружение иного назначения, в том числе благотворительного?

Освобождаются от налогообложения земельным налогом религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

К религиозной деятельности относится вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Такое определение содержится в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ (далее — Закон № 125-ФЗ).

Под религиозной организацией понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Закона № 125-ФЗ).

Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ с учетом установленного специального порядка госрегистрации религиозных организаций.

Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) создаются религиозными организациями для подготовки служителей и религиозного персонала и подлежат регистрации в качестве религиозных организаций. Они обязаны получать государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности (ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

Религиозные организации могут основывать и содержать:

  • культовые здания и сооружения;
  • иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности. На это указано в пункте 1 статьи 16 Закона № 125-ФЗ и пункте 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 № 490.

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Закона № 125-ФЗ).

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Об этом говорится в статье 1 Федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ. Цели осуществления благотворительной деятельности определены в статье 2 этого закона.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения относятся объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.

Принимая во внимание положение пункта 4 статьи 395 Кодекса, льготное налогообложение можно применять в отношении земельных участков, которые принадлежат религиозным организациям и на которых расположены здания, строения или сооружения религиозного и благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

Продажа земли

12 марта 2007 года организация продала здание. По договору купли-продажи одновременно с передачей права собственности на недвижимость переходят права и на часть земельного участка, расположенного под зданием. Каков порядок уплаты земельного налога в такой ситуации?

В соответствии с пунктом 7 статьи 396 НК РФ при возникновении (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок налог (авансовый платеж) по этому участку исчисляется с учетом специального коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если право на земельный участок прекращено до 15-го числа месяца, налогоплательщик должен уплатить налог за период с 1 января до 1-го числа месяца, когда право было прекращено. Если сделка совершена после 15-го числа месяца, налогоплательщик исчисляет земельный налог за период с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права.

Аналогичный принцип действует и в случае приобретения права на земельный участок. Если право возникло до 15-го числа месяца, налогоплательщик должен уплатить земельный налог за этот месяц. Если сделка состоялась после этой даты, земельный налог начинает уплачиваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.

В рассматриваемой ситуации земельный налог рассчитывается за два месяца (январь и февраль). Предположим, что прекращение права произошло 20 марта. В таком случае налог необходимо исчислить за три месяца (январь — март).

В случае прекращения в течение налогового периода права на земельный участок налогоплательщик может по окончании отчетного периода, в котором совершена сделка, уплатить не авансовый платеж, а земельный налог, исчисленный за налоговый период с учетом коэффициента К2. При этом налоговую декларацию можно подать в инспекцию раньше срока, установленного для ее представления в пункте 3 статьи 398 Налогового кодекса.

Налогоплательщик может не воспользоваться правом досрочного исполнения обязанности по уплате земельного налога. В подобной ситуации излишне перечисленная сумма подлежит возврату (зачету) в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса.

Кадастровая стоимость

Как уплатить земельный налог, если отсутствует или изменена кадастровая стоимость земельного участка? Как в данном случае представить налоговую декларацию по земельному налогу?

Если результаты кадастровой оценки по состоянию на 1 января календарного года не утверждены до 1 марта этого года, то в отношении земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до утверждения такой оценки. Налогоплательщик после окончания налогового (отчетного) периода обязан представить нулевую налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).

После утверждения кадастровой оценки по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик подает уточненную декларацию за соответствующий налоговый период. Если кадастровая стоимость доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей за III квартал календарного года, представляются и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за I и II кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.

Бывает, что результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления не определен. В такой ситуации налогоплательщик обязан представить в инспекцию нулевую декларацию (расчет по авансовым платежам). После утверждения соответствующего порядка и получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка он должен представить уточненную налоговую декларацию.

Нулевая отчетность подается только в том случае, когда кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщика определены, но до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость земельного участка не доведена. После получения официальной информации о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, который установлен органами местного самоуправления, представляется уточненная налоговая декларация.

Если налог (авансовые платежи) не уплачен в установленные сроки по независящим от налогоплательщика причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость), пени за просрочку исполнения обязанности по перечислению платежей в бюджет не начисляются.

При исчислении земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода следует руководствоваться нормами статей 390 и 396 Налогового кодекса. Так, налоговая база, величина которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом). Эта величина не корректируется для целей налогообложения в течение налогового периода, если результаты государственной кадастровой оценки земли не изменились. Например, такое возможно из-за исправления технических ошибок, судебного решения, которое выносится задним числом на указанную дату.

Перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение года, необходимо учитывать при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль